дети счастье
НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ
(Три кита родительской любви)
Объяснять поколению наших бабушек и дедушек необходимость таких проявлений родительской любви,как нежный взгляд, поцелуи и ласковые прикосновения,
внимание к каждому душевному движению чада было все равно что изобретать колесо.
Но опыт нашего времени, к сожалению, вынуждает подводить научную
основу под то, что неискаженному цивилизацией сознанию диктовали природная мудрость и инстинкт.
Только в том случае, если ребенок знает, что он безусловно любим своим родителем, отец или мать могут оказать на него то или иное влияние. Но не надо директивно «влиять» на него, по поводу и без повода.
Если ваши слова правильны, и если вы действительно любите своего ребенка, он может откликнуться или не откликнуться на ваше предложение.
Он имеет право не открыться на вашу любовь — в этом его свобода. Но если он безусловно любим родителями, у него всегда есть тыл, куда можно вернуться от житейских бурь и неудач, и у него всегда есть возможность контролировать свое поведение.
[cut=Читать далее......]
Если вы хотите вырастить послушных и самостоятельных детей, каждый день говорите им, что любите их. Эти слова никогда и не для кого не будут лишними. Даже если ваш ребенок притворяется, что не нуждается в них, не верьте ему! Каждый раз, когда ребенок слышит от своих родителей слова «я люблю тебя», он чувствует себя более защищенным и уверенным. Его личность формируется и мужает. И чем больше его уверенность в вашей любви, тем более открыт он для любви Божией.
Кроме слов о любви, ребенок должен видеть и чувствовать вашу любовь на самом деле: в поступках, поведении, в ваших делах. Есть три основных способа регулярно показывать своим детям, что вы их любите: это «контакт любящих глаз», физический контакт, безраздельное внимание.
Зрительные и физические контакты должны быть частью вашего общения с детьми, но надо, чтобы это происходило от сердца, это нельзя делать формально, «выполняя родительский долг». Если слова человека, т.е. родителя в данном случае, и его дела, его внешнее поведение расходятся, подросток это интуитивно чувствует. Если мы говорим о любви, а на самом деле в голосе у нас угрожающие интонации, то, вне сомнения, интонации считываются ребенком как более достоверная информация, чем содержание слов.
Контакт любящих глаз
Безусловную любовь можно донести, как мы уже упомянули, посредством зрительного контакта. В нашей культуре почему-то не принято долго и часто смотреть в глаза друг другу. Нормально это или нет — вопрос другой. Но благодатная сила любви — сочувствие, понимание, тепло сердца — передается именно посредством зрительного контакта, когда мы смотрим глаза в глаза.
Глядя в глаза, вы, даже не осознавая этого, можете выразить самые разные чувства: печаль, гнев, ярость, ужас или любовь. В большинстве семей, к сожалению, зрительный контакт на удивление редок. А когда он и имеет место, то чаще всего несет отрицательные эмоции. Это происходит, когда родители отчитывают ребенка или отдают ему всякие приказания. Дорогие родители, помните: чем чаще вы будете использовать зри¬тельный контакт как средство выражения любви, тем полнее ваш ребенок будет насыщаться любовью. Господь смотрит на нас глазами детей. И наоборот.
Избегание детьми зрительного контакта с другими людьми вызвано тем, что в детстве, особенно в младенчестве, у ребенка не было зри¬тельного контакта со своими родителями. Таким людям трудно смотреть в глаза другим, они отводят взгляд и вообще уходят от всякого глубокого и серьезного разговора. Родительская мудрость подскажет, в какие моменты необходимо настоять на более эффективном ведении разговора, а в какие нужно, наоборот, отстраниться, отойти, не настаивать.
Дети заполняют свои «эмоциональные резервуары», жадно впитывая глазами любовь своих родителей. Когда вы любящим взглядом смотрите на ребенка, вы заставляете его ощущать себя ценным и нужным человеком. Начиная примерно с шестинедельного возраста, младенцы способны воспринимать и впитывать любовь, которая струится из глаз смотрящих на него близких людей.
Дети, не получающие от своих родителей энергии любящих глаз, не чувствуют себя истинно любимыми. Они начинают ощущать неуверенность, что-то неладное в своих отношениях с родителями. Им кажется, что они сделали что-то, что не нравится целителям, но не понимают, что именно.
В современной семье длительный контакт глаз чаще всего проявляется в контексте критики, выражения недовольства. Родители фиксируют свой взгляд на детях, когда сердятся на них, но очень редко пристально смотрят на них с любовью. Вырастая без этого, многие дети потом всю жизнь чувствуют себя очень неуютно при любого рода -прямом контакте глаз, потому что воспринимают его как проявление враждебности, и отводят свой взгляд в сторону.
Влюбленные подолгу пристально смотрят в глаза друг другу, словно говоря: «Я люблю тебя». Попробуйте этот способ на своих детях — и вы будете изумлены тем эффектом, которое даст длительный контакт любящих глаз, особенно если раньше они никогда не испытывали этого.
Физический контакт
Другим важным моментом проявления родительской любви, сохранения ниточки отношений является момент физического контакта. Вряд ли ваш сын или ваша дочь будут отрицательно реагировать на легкое прикосновение к плечу, спине или руке. Прикоснуться к вашему ребенку и при этом задать какой-то вопрос — это совсем легко.Ребенок сознательно этого, возможно, и не заметит -: это фиксирует его душа. Такими легкими прикосновениями, физическим контактом (если он,конечно , искренен) проявляется безусловная любовь.
Именно посредством такого контакта восполняются душевные силы ребенка.
Даже если он и не расположен к общению, сообщите ему прикосновение вашей любви. В определенных ситуациях совсем не лишне обнять, поцеловать вашего ребенка. Но не следует делать это слишком часто, иначе он может почувствовать неловкость. И все же есть моменты, когда это вполне уместно. На¬пример, при прощании, или по возвращении из поездки, или когда случится что-то, чем ребенок особенно доволен. Например, он получил отличную оценку на экзамене. Бывает так, что ваш ребенок приходит к вам, будучи глубоко разбит или мучаясь какими-то своими проблемами, которые и рассказывать не хочет, но хочет просто побыть с вами.
А иногда бывает так, что ваш ребенок безо вся¬кой причины просто нуждается в ласке. Если вы готовы дать своему ребенку ожидаемое, он будет вам благодарен. Однако случаются ситуации, когда совсем непонятно, чего хочет чадо. Здесь только материнское или отцовское сердце может подсказать. Еще случается, что ваш ребенок с очень серьезным видом начинает разговор на какие-то на первый взгляд малозначащие темы. Будьте внимательны и не спешите обрывать разговор — это нанесет вред вашим отношениям. Вслушайтесь, вчувствуйтесь и поддержите разговор. Если ребенок открылся перед вами, значит, именно сейчас для него это очень важная тема. К сожалению, мы не всегда можем адекватно оценить актуальность того или иного разговора с собеседником, его проблемы. Тем более — своего взрослеющего ребенка.
Обнимать и целовать своих детей — самый чудесный способ дать понять им через прикосновения, что их действительно любят, ими дорожат. Один известный педагог говорит, что детям требуется «четыре крепких объятия в день, для того чтобы они выживали; восемь крепких объятий в день, для того чтобы они были здоровы, и двенадцать крепких объятий в день, для того чтобы они росли». Дети, которых родители не обнимают и не целуют, в конце концов начинают думать, что они не достойны этого, и ощущают неуверенность, обиду, отверженность. Вырастая, на многие ситуации они реагируют деструктивным поведением.
Исследования показывают, что детей обоих полов в течение первого года жизни обнимают примерно одинаково часто. После первого года жизни дети женского пола продолжают получать столько же физической нежности, сколько прежде, а вот число объятий, получаемых мальчиком, разительно сокращается, — приблизительно
раз в пять по сравнению с лаской, демонстрируемой по отношению к пятилетней девочке. Некоторые родители думают, что излишняя нежность к мальчику превратит его в женоподобное существо. Однако жизнь показывает обратное: мальчики, которых часто обнимают, которые получают много других физических контактов, вырастают сильными, мужественными и уверенными в себе. Те же, кто мало имеет или совсем не имеет физического контакта с родителями, могут вырасти неуверенными в себе, считающими, что их нельзя любить.
Безраздельное внимание
Третий и, наверное, самый эффективный способ показывать ребенку, что вы действительно любите его, — безраздельное внимание. Этот способ требует, чтобы вы регулярно проводили определенное время с сыном или дочерью.
Детям очень нужно бывать со своими родителями, чувствовать свою связь с ними, разговаривать со взрослыми. Это им необходимо, как пища для роста. При этом важна не формальная сторона дела, не количество времени, проведенного вместе или рядом, а его качество, степень вовлеченности родителей во внутренний мир своего ребенка.
Безраздельное внимание является еще одним важным фактором формирования полноценных отношений с ребенком. Безраздельное внимание — это не только ситуация, когда вы смотрите на ребенка, беседуете с ним или прижимаете его к себе. И то, и другое, и третье не требует от родителя особых усилий. А вот безраздельное внимание требует времени, и подчас много. Иногда это означает, что вам придется отложить свои дела, когда ребенку понадобится ваше внимание. А родители, как правило, менее всего склонны идти на ": лобные жертвы.
Безраздельное внимание — это время, когда всe ваше внимание принадлежит только и единственно вашему ребенку. Безраздельное внимание ре5енку нужно уделять не только тогда, когда у вас есть свободное время. Безраздельное внимание — это ответ на глубинную потребность души ребенка. От того, в какой мере удовлетворяется эта потребность, зависит будущее ребенка: каким он станет отцом или какой она станет матерью. Если эта потребность не удовлетворяется, ребенок будет постоянно раздражен, ему будет казаться, что для родителей есть вещи поважнее, чем он, и у него будет формироваться чувство незащищенности, неуверенности, что обязательно отразится на душевном росте.
Большинство родителей, к сожалению, не чутки к этим запросам своих детей. Моменты совместного похода, путешествия или просто прогулки
дети запоминают, эти часы, проведенные вместе, становятся ресурсом душевных сил на всю их дальнейшую жизнь. И эти счастливые моменты добрым эхом откликнутся не в одном будущем поколении ваших внуков и правнуков.
Поэтому, дорогие родители, пожалуйста, никогда не говорите вопрошающим детям: «У меня сегодня нет времени». Это ложь. И берегитесь опоздать. На то, что лично для вас действительно важно, вы ведь время находите! А если у вас «сегодня нет времени», значит, вы еще не осознали важности вашего родительского служения.
В последние годы нередко попадаются четырех-пятилетние дети, которые выглядят заметно недоразвитыми:
они не понимают простых вопросов, в ответ либо молчат, либо несут какую-то чушь,
не могут даже вместе с мамой разыграть в куклах несложную сценку или рассказать сказку.
Эти дети (чаще мальчики) очень застенчивы, полны страхов и в то же время невероятно конкурентны, строят из себя «крутых».
Стесняясь проявить себя с лучшей стороны (например, рассказать, чем они сегодня порадовали маму),
такие ребята безо всякого стеснения кривляются в присутствии малознакомых взрослых,
не боятся задирать других детей на глазах у родителей, дразнятся, корчат рожи,
громко хохочут, повторяя разные нелепости, а порой и непристойности.
И наотрез отказываются преодолевать трудности. Даже минимальные. Что, естественно, пугает маму с папой.
«Как ребенок будет учиться? — с тревогой спрашивают они и начинают водить его по психологам и врачам,
дают лекарства, нанимают репетиторов. А ведь прежде всего следует задаться вопросом:
у кого ребенок перенимает подобные модели поведения?
И поставить заслон дурному влиянию.
Как, собственно говоря, во все времена поступали заботливые родители.
Меня воспитал телевизор И вот тут-то начинается интересное. Когда спрашиваешь родителей,
что, по их мнению, могло так «развинтить» ребенка, одни в ответ недоуменно пожимают плечами,
а другие говорят про наследственность (чаще не свою, а второй половины)
или про дурное влияние детского сада. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что очень
многие такие дети с раннего возраста играют в компьютерные игры и смотрят западные мультики.
В чем же дело?
Может, малыши стали жертвой какого-то широкомасштабного социального эксперимента?
Но какого?
Чтобы прояснить ситуацию, я встретилась с ведущим руководителем Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидатом социологических
наук Натальей Ефимовной Марковой.
В последние годы она как раз занимается пристальным изучением воздействия СМИ на детей и подростков.
Наталья Ефимовна подтвердила мою догадку.
Можно говорить о широкомасштабном социальном эксперименте, жертвой которого становятся дети.
Хотя понятие «эксперимент» подразумевает некоторую непредсказуемость результата,
а в данном случае результат предсказуем.
Влияние современных СМИ очевидно для специалиста.
Сильно воздействуя на фантазию, мультфильмы и компьютерные игры дают детям новые установки и модели поведения.
Ничто не выдерживает конкуренции с этими яркими, запоминающимися зрительными образами, подкрепленными к тому же соответствующим звукорядом.
На таком фоне даже самые талантливые детские книжки с великолепными картинками выглядят блекло.
Я уж не говорю о родительских замечаниях и нотациях, которые дети быстро научаются пропускать мимо ушей.
Какие же установки транслирует детям современное западное искусство?
Начнем с агрессии
Вспомним хотя бы «Покемонов».
К чему там сводится основное действие?
Некие странные существа под общим названием «покемоны», что в переводе с английского означает
карманные чудовища стремятся друг друга уничтожить.
Причем делают это азартно и мастерски.
Даже когда взрослые люди наблюдают за кровавым поединком, они порой преступают запретную черту,
позволяя себе «расслабиться» и испытать удовольствие при виде чужих мучений.
Яркий тому пример — воодушевление публики на испанской корриде или увлечение такими кровавыми забавами
как петушиные и собачьи бои, которые сейчас снова входят в моду в определенной социальной среде.
Если уж взрослые, у которых психика гораздо крепче детской, попадаются на эту садистскую удочку, то что говорить о детях?
Ребенок, естественно, отождествляет себя с героями мультфильма. Никуда не денешься, таковы законы восприятия художественного произведения.
Идентифицируя себя с агрессором, малыш постепенно усваивает агрессивные модели поведения.
А если агрессоры действуют успешно, то сопереживание им вознаграждается чувством победного торжества.
Из-за этого в детской психике как бы вырабатывается канавка агрессивности.
Этакая накатанная колея, по которой уже привычно движутся чувства.
Кто-нибудь наверняка возразит, что везде, во всех сказках есть борьба добра со злом.
Богатыри поражают драконов, Иван-царевич — Змея Горыныча.
Однако отличие есть, и очень существенное.
Современные западные мультфильмы целенаправленно развивают в детях садомазохизм, заставляя их испытывать наслаждение,
когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль.
Это умело стимулируется аудио— и видеорядом.
В традиционных мультфильмах подробности убийства никогда не смаковались.
Да и вообще, маленьким детям обычно не показывали подобных сцен.
В множестве наших мультиков вообще нет драк.
А тут? «Давайте для наглядности представим, — предложила Н. Е. Маркова, — как должна выглядеть „в духе покемонов“ победа Ивана-царевича над Змеем Горынычем.
«Отрубил Иван Змею одну голову и поковырял там ножичком. Пальцы засунул, кровушка теплая… Намазал ее себе на лицо. Потекла горячая кровь потоками. Змей вопит, извивается, а Иван хохочет, пьет кровушку стаканами, силу получает от кровушки змеиной…» То есть это уже не просто садизм, а садизм эстетизированный. Он оказывает на психику невероятно разрушительное влияние. Первые подобные звоночки уже прозвучали в «Томе и Джерри».
Но те авторы до такой изощренности, как сейчас, еще не дошли.
А в «Покемонах» работа пошла уже по новейшим технологиям. Демонстративность на грани безумия
Теперь о других отклонениях. С одной стороны, дети невероятно застенчивы, а с другой — ведут себя просто дико.
Порой их демонстративность граничит с безумием. Например, один такой пятилетний мальчик на занятиях
в группе детей сидел, закрыв лицо воротником свитера, так что видны были только глаза: настолько малыш стеснялся окружающих.
Но при этом он периодически лез под стол, ползал по полу, кукарекал, жужжал, абсолютно не реагируя на замечания педагога и сгоравшей от стыда мамы. Наталья Ефимовна, с которой я делюсь этими наблюдениями, сокрушенно вздыхает: — Бедняги просто повторяют то, что видят на экране. Это тоже следствие идентификации. — Но разве герои западных мультфильмов застенчивы? — удивляюсь я. — Нет, они, наоборот, развязны. Застенчивы дети, о которых вы рассказываете. И чтобы подражать демонстративным героям, им приходится себя ломать. Видимо, психика их не выдерживает такой ломки, и малыши идут вразнос. Вы спросите, почему дети так часто перенимают сейчас отклоняющееся, девиантное поведение? — Оказывается, еще в 70-е годы теперь уже прошлого XX века психологи установили, что модели поведения, которые демонстрируют обаятельные герои экрана, обладают огромной притягательностью. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформировавшейся системой ценностей.
Если отклоняющееся, хулиганское поведение на экране никак не наказывается и даже не порицается, очень высока вероятность, что дети будут ему подражать. Исследованием воздействия экрана на массового зрителя занимался известный американский психолог Альберт Бандура, написавший специальную работу «Теория социального научения». Так вот, он говорил о том, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов! Это многократно подтверждено экспериментами и практикой современной жизни. Снова обратимся к мультфильмам. Возьмем «Телепузиков» — сериал, который авторы называют обучающим, утверждая, что он приносит большую пользу малышам. Чему же обучают маленьких зрителей телепузики? Вот, например, как трактуется понятие «украшение». Сперва на елке появляется букетик, перевязанный ленточкой. «Это украшение», — поясняет диктор. Затем букетик перекочевывает к одному из телепузиков за пояс. «Украшение», — снова повторяет диктор. А затем букетик с ленточкой оказывается у телепузика в… заду! Он, как собачонка, бегает по кругу, пытаясь его вытащить, а остальные персонажи задорно смеются. Сериал рассчитан на детей до 4 лет — на тот самый возраст, когда малыши в наибольшей степени перенимают модели поведения, подражая заданным образцам. А тут чему их призывают подражать? Воткнуть что-то в зад товарищу и дружно веселиться, поскольку это дико смешно. Модель хулиганского поведения совершенно четкая и никем не наказуемая, ведь телепузиков не отшлепали, не поставили в угол и даже не сказали, что так вести себя плохо! А подспудно внедряются еще и гомосексуальные мотивы, ибо данная модель поведения растормаживает сферу влечений, нарушая очень серьезное табу.
Даже сверхдемонстративным детям раньше не приходило в голову, что в зад товарищу можно что-то втыкать. Максимум, на что они были способны, — это прицепить забавную рожицу к чужой спине или поставить сзади товарищу рожки. Хотя все равно подобные шуточки бытовали среди подростков, а не среди трех-четырехлетней малышни. Но воткнуть что-то кому-то в зад?! Это поведение извращенных уголовников, нарушение всех табу, прежде невиданное и абсолютно недопустимое для нашей культуры. Любопытен и эпизод, когда мальчик-телепузик надевает девчачье платьице, а окружающие одобряют такое поведение. В реальной жизни мальчики очень редко стремятся надеть девчоночью одежду. А если и надевают, то окружающие говорят: «Зачем? Сними! Ты же не девочка!» Тут же малышам дается прямо противоположная установка. Так что с виду невинная шутка оказывается вовсе не невинной попыткой расшатать норму полоролевого поведения. Что впоследствии может аукнуться и более серьезными искажениями. Девиантное поведение в семье
А вот «Симпсоны», сериал для детей постарше. Многие взрослые, кто хоть раз посмотрел сей «шедевр», бывают возмущены его грубостью и разнузданностью. Но далеко не все понимают, что это не просто дикость и маразм (обычно именно такие оценки слышишь из родительских уст), а целенаправленное разрушение семейных ценностей, поощрение хулиганского поведения с родственниками. Как вам понравятся такие образцы для подражания? Мать просит сына помочь по дому, а тот ей в ответ: «Сама сделай, старая потаскуха!» А то, что над старостью и болезнью в этом сериале тонко и весьма остроумно (что особенно страшно) глумятся?! Черепаха крадет вставную челюсть дедушки Симпсона, а бедняга не может ее догнать. Потом перед его носом захлопывает дверь родной сынок. И все это мило, «прикольно», заразительно. Ничего удивительного, что дети начинают подражать такому поведению. Один отец не выдержал и даже подал в суд на телекомпанию, показывавшую «Симпсонов».
Дело было так. Его семилетний сын вдруг стал дико себя вести: накидываться с кулаками на мать, говорить гадости. Отец не мог понять, в чем дело, пока его товарищ не сказал: «Послушай, да он же в точности копирует то, что показывают в мультфильме про Симпсонов!» И действительно, мальчик дважды в день, утром и вечером, смотрел этот мультсериал. А отцу и в голову не приходило, что в детcком мультике может быть что-то вредное… Затормаживание психического развития В последние годы растет число детей, которые не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Как установили западные ученые, это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор. Английский эксперт по речи доктор Салли Ворд говорит, что за последние 20 лет резко увеличилось количество ребят, умеющих воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия на словесное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. И вдобавок они должны общаться с другими детьми, а им это трудно. «В некоторых мультфильмах “новой волны” используются специальные приемы приучения детей к экрану», — говорит Н. Е. Маркова. Снова обратимся к «Телепузикам».
Взрослые люди, смотревшие этот сериал, обращают внимание на странности, которых раньше никогда не бывало в мультфильмах.
Во-первых, некоторые игровые эпизоды идут два раза подряд. Согласитесь, это уже само по себе непривычно. Хоть и заявлено, что мультфильм «обучающий», но все-таки мы же не на уроке в школе. У искусства свои законы, и такая «теледолбежка» выглядит странно. А еще есть вставки, которые зачем-то повторялись несколько раз в неделю. Скажем, такая. Три корабля медленно, один за другим проплывают по экрану. Никаких действий при этом не совершается, с сюжетом «заплыв» никак не связан. Корабли просто разрезают носом волну, проходят кругом и уплывают. Или другой пример. На дерево, стоящее посреди поля, прилетают по очереди пятнадцать (!) птиц. Каждая слегка вертит хвостом, садится на ветку и застывает, в точности копируя движения предыдущих. Это растягивается минуты на три-четыре. Для экрана — очень большое время, а оно, как известно, стоит дорого. Зачем швырять деньги на ветер? С виду — абсурд. Но только на первый взгляд. Смысл подобных приемов в приучении детей к экрану. Его мерцающий свет, ритмичность экранного действа и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. «Телепузики» — это последовательное создание человека-дебила, который будет сидеть у экрана с открытым ртом и заглатывать любую информацию. Такая зависимость сродни наркотической. Именно поэтому многие дети, особенно со слабой психикой, не могут сами оторваться от телевизора. А когда родители пытаются выключить «ящик», впадают в бешенство, кидаются в драку. Отлучение от наркотика вызывает резкую реакцию. Воспитание неудачников Испокон веку детей учили на положительных примерах. Отрицательные же старались не демонстрировать, а главное, всегда сопровождали моралью. Это азы педагогики. Попробуйте обучить ребенка чистописанию, показывая ему, как развозить в тетрадке грязь. Или преподавать грамматику, рассказывая о разных видах ошибок. Результат вряд ли вас обрадует. В «мультфильмах новой волны» эти принципы последовательно нарушаются. Неправильное поведение изображается достаточно часто и без оценочных комментариев. Например, на протяжении всех трехсот шестидесяти пяти серий телепузики на призыв «Пора спать!» прыгают в люк, расположенный в холме. А ведь для маленьких зрителей этот люк ассоциируется с уютным домом, в котором обитают телегерои. Значит, образ люка становится положительно окрашенным, и часть особо внушаемых, а также склонных к рискованному поведению детишек вполне может последовать примеру любимых персонажей. Кроме того, ребенка приучают нарываться на опасность, моделируя рискованное поведение даже во вполне нормальных, стандартных ситуациях. Скажем, телепузик качается на качелях. Диктор за кадром говорит: «Ляля качается». «Ляля» два раза качнулась и упала. Встала, опять села на качели. Опять голос диктора: «Ляля качается».
Телепузик опять падает. И так раз шесть! Ребенку как бы вдалбливается связь понятий: «качели» и «падать». Потом телепузик немного покачается нормально, но идея, что качание на качелях связано с падением, у ребенка останется, и когда он сам сядет на качели, она вполне может всплыть. Только для него это не обойдется без последствий, как для телегероя. А когда телепузики играли в мяч, постоянно показывались их промахи, неудачи. Подражая любимым героям, дети, естественно, будут копировать и эти модели поведения. Таким образом сызмальства формируется психология неудачников. Подражание уродству — А что Вы скажете об «Улице Сезам»? — спрашиваю я Н. Е. Маркову. — Этот сериал тоже смотрело великое множество малышей. В одном подмосковном детском садике я даже видела огромных персонажей «Улицы Сезам», которые использовались в обучающих занятиях. Довольные воспитатели говорили, что дети охотно включаются в такие игровые методики.
— Дети охотно играют со взрослыми во что угодно, — пожимает плечами Наталья Ефимовна. — Так что это не вообще аргумент. В «Улице Сезам» мы видим все ту же пропаганду не успешного поведения. Но кроме того, персонажи на редкость уродливы и отвратительны. Для чего это нужно? — Дело в том, что ребенок подражает не только поведению, но и мимике персонажей, перенимает их жестикуляцию и ухватки. А ведь физиономии у чудищ из «Улицы Сезам» одна другой гаже: тупые, злобные или безумные. Когда ребенок идентифицируется с такими персонажами, его внутреннее самоощущение соотносится с выражением их лиц. И малыш начинает вести себя соответствующим образом. Невозможно перенять злобную мимику, оставаясь в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки». Почему детей притягивает гадость? Но почему детей притягивают все эти гадкие «произведения искусства»? Ведь они нравятся даже детям из интеллигентных семей, которым, казалось бы, с малых лет стараются привить хороший вкус, посеять в них семена «разумного, доброго, вечного». Оказывается, и тут все не просто. Доктор психологических наук, проф. Л. Н. Матвеева из МГУ проводила такой опыт: молодым людям при просмотре разных фильмов давали в руки датчики с просьбой в особо интересные моменты нажимать на кнопку. Результат поразил. Зрителям было одинаково интересно смотреть и на что-то прекрасное, и на что-то ужасное.
Скажем, на победившего героя, который забрался на высокую скалу и любуется великолепной панорамой, и на зрелище кровавой казни. И то и другое щекотало нервы. Когда такая стимуляция становится привычной, человек не может без нее обходиться. Жизнь без острых ощущений кажется ему пресной. А с другой стороны, он теперь воспринимает только такую жесткую стимуляцию, будучи неспособным разобраться в более тонких чувствах, какие показываются в классических фильмах. Поэтому стимулирование жесткими стимулами секса, насилия, отвращения или садизма делается для него нормой. Все остальное уже за порогом его восприятия, как классическая музыка для профана. Если такие изменения происходят со взрослыми, то что говорить о детях, у которых эмоциональная сфера еще толком не сформирована?
Сейчас нередко можно встретить дошкольников, которые хотят смотреть только боевики или, на худой конец, «крутые» западные мультфильмы. Родители думают, что их чадо переросло отечественные мультики про Умку или Чебурашку. А в действительности оно до них не доросло. Ему не понятны даже совсем несложные взаимоотношения наших мультяшных героев. Только после специальных занятий по развитию эмоциональной сферы, научившись различать какие-то оттенки человеческих чувств, ребенок начинает понимать содержание малышовых мультиков и с упоением их смотрит. А родители с удивлением смотрят на него. Но сколько людей под воздействием западной кинопродукции так и вырастут словно вытесанными из полена — грубыми, примитивными существами, не способными к восприятию нормальных человеческих чувств! Особенно опасны новые технологии манипуляции сознанием для детей с тонкой психикой, повышенно чувствительных, эмоционально неустойчивых, возбудимых.
Таких немало среди «кесарят», среди детей, родившихся с асфиксией или с родовыми травмами. Не способствует укреплению детской психики и стимуляция родов, и нервная обстановка, царящая сейчас во многих семьях, и многое-многое другое. Зачем нужна реклама девиантного поведения? Это часть идеологии современной западной цивилизации. То, что сейчас принято называть глобалистским проектом. Глобалисты считают, что ресурсы планеты ограниченны, а людей слишком много. Поэтому их необходимо «сократить», по возможности, не прибегая к откровенному насилию. Вот тут-то и пригождается реклама девиаций. В результате часть оболваненной молодежи пойдет по кривой дорожке, и их можно будет посадить в тюрьму. Таким образом манипуляторы надеятся избежать восстаний, предводителями которых могли бы стать храбрые, энергичные, пассионарные личности. Другая часть населения могла бы спокойно жить, воспитывать детей. Но поскольку деторождение в глобалистском мире следует ограничивать, половые извращения возводятся в ранг нормы и всячески превозносятся, чтобы «основной инстинкт» удовлетворялся без «нежелательной» беременности. Ну а третья группа людей привыкнет сидеть с открытым ртом перед экраном и будет слепо доверять телеавторитетам. Такими людьми, естественно, очень легко управлять.
Для глобалистского проекта важно сформировать у молодежи и комплекс неудачников. Иначе кому сбывать наркотики, составляющие одну из главных статей доходов творцов «прекрасного нового мира»? Неудачник недоволен жизнью, склонен впадать в депрессию. А ему услужливо подсовывают «лекарство», ведь наркотики преподносятся как средство от этого недуга. И действительно, они позволяют на время встряхнуться. Правда, потом депрессия накатит с новой силой, но можно будет принять новую дозу — и опять встрепенуться. Да и все три вышеперечисленные группы людей — кандидаты в наркоманы. Человек, преступающий нормы общества, глубоко несчастен. Это великолепно показал еще Достоевский в романе «Преступление и наказание». Среди гомосексуалистов и лесбиянок САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ НАРКОМАНОВ. А представителям третьей группы — тем, у кого капает слюна, — элементарно заморочить голову, сказав (как еще недавно говорилось в США), что наркотики — великолепное средство для усиления половой активности или для личностного роста. Наркотики постепенно становятся нормой западного общества. По статистике, до 40% мужского населения Англии, Франции, Испании, Голландии в возрасте от 16 до 25 лет пробовали наркотики. Это очень действенное оружие, своего рода дуст, которым посыпают общество, чтобы «лишние» люди как бы сами собой вымирали. Поэтому включая своему малышу «Телепузиков» или «Покемонов», вы невольно включаете его в группу риска.
Стоит ли в такой ситуации оглядываться на других, успокаивая себя тем, что они делают то же самое? Об авторах, из Википедии: Медведева, Ирина Яковлевна (5 мая 1949 года, Москва), директор Института демографической безопасности, писатель, публицист и драматург, детский психолог, вице-президент и соучредитель Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку, сопредседатель Международного общества артпедагогов и арттерапевтов. Член Союза писателей России. Публицист, работает в постоянном соавторстве с Т.Л. Шишовой.
Основная тематика публицистических работ — актуальные для нашего времени вопросы воспитания подрастающего поколения. Шишова, Татьяна Львовна (8 февраля 1955 г., Москва) — детский педагог, психолог, эксперт Фонда социально-психической помощи семье и ребенку, член Союза писателей России. Вице-президент фонда «Социальной и психологической помощи семье и ребенку». Публицист, работает в постоянном соавторстве с Медведевой И.Я.. Основная тематика публицистических работ — актуальные для нашего времени вопросы воспитания подрастающего поколения. Драматург. Воспитывает троих детей. авторы: Ирина Медведева Татьяна Шишова
стихи для детей
Владимир Маяковский
Что такое хорошо и что такое плохо?
Крошка-сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
У меня секретов нет, -
слушайте детишки, -
папы этого ответ
помещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвет,
если град загрохал, -
каждый знает - это вот
для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это очень хорошо
и большим и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице, -
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей
кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
- Не трожь
тех,
кто меньше ростом! -
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам свершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь залез
и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам калоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни
это
каждый сын,
знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
свин,
если сын -
свиненок.
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо
и не буду
- плохо".
Лучше уж читать стихи Успенского или Григорьева. Сейчас, современных (в смысле, более молодых) в сети посмотрю.
Стихотворение Андрея Усачёва.
Пустынная песня
По пустыне шёл ишак:
Вправо - шаг, влево - шаг.
Так шагал он целый час.
И увяз.
Шёл в пустыне бегемот.
По песку тащил живот.
Был он очень толстомяс.
И увяз.
По пустыне шёл верблюд.
Горб - там, горб - тут.
- Я, - кричит, - плевал на вас!
И увяз.
По пустыне шёл жираф,
Важно голову задрав,
И надменно щурил глаз...
И увяз.
По пустыне рыскал лев,
Восемнадцать дней не ев.
- Ну, - сказал, - поем сейчас...
И увяз.
Полз в пустыне скорпион.
Был ужасно мрачен он.
- Укушу, - кричит, - всех вас!
И увяз.
Все они сидят в песке.
Ну, а я сижу в тоске.
Я бы кончил свой рассказ...
Но увяз.
БЕРЕГИТЕ ИГРУШКИ
Эдуард Успенский
У коляски нет колёс,
У ежа отклеен нос,
Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.
Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки.
Так давайте поскорей
Взяли кисточки и клей,
Нитки, катушки
И вылечим игрушки.
ЧТО ЕДЯТ ДЕТИ
Эдуард Успенский
В жизни я видел
немало картинок.
Однажды собака
мой съела ботинок,
Но это был случай
Не самый могучий.
Мальчик Вова пяти лет
Съел автобусный билет.
Папа деньги заплатил,
А он взял и проглотил.
Тут, опасен и хитер,
Вдруг заходит контролер.
И как только он заходит,
Сразу с Вовы глаз не сводит.
— Ваш билетик.
— Нет билета.
— Ох, не нравится мне это.
Значит, вам несдобровать,
Значит, будем штрафовать.
Дайте тысячу рублей
И глядите веселей.
Бедный папа так и сел:
— Наш билет ребенок съел.
Мы всегда с билетом едем,
Только он сегодня съеден.
Но, опасен и хитер,
Рассмеялся контролер:
— Я не верю вам, родитель,
Вы неправду говорите.
Я сто лет живу на свете,
Но не помню, чтобы дети…
Чтоб они билеты ели.
Ну, котлеты, ну, тефтели…
Но у нас в Стране Советов
Люди не едят билетов.
Все вокруг как загалдят:
— Нет, едят, едят, едят…
— Например, мой внук Антон,
Он все время ест картон.
— А наш Петенька, к примеру,
Ест опилки и фанеру.
Если щепочка лежит,
Он сейчас же прибежит.
— А у нас такое было!
Наш ребенок скушал мыло.
Испугался мальчуган —
Взял и спрятался в чулан:
За закрытыми дверями
Час плевался пузырями.
И сказал водитель с места:
— Моя дочь
Почти невеста.
Ей уже, наверно, пять,
Надо мужа выбирать.
А она жует окурки
И кусочки штукатурки.
А мой сын — Роман Романыч,
Он съедает соску за ночь.
И почти заплакал он
В микрофон.
В этот миг контролер
От растерянности
Потерял половину уверенности:
— Впрочем, может,
Я не прав.
Я могу уменьшить штраф. —
А автобус весь расцвел
И такую речь повел:
— А у нас один ребенок
Съел пятнадцать
Штук пеленок,
Коврик, одеяло
И сказал, что мало.
— А у нас есть мальчик Витя.
Он такой, что извините.
Он затеял драку
И укусил собаку.
— А у нас один сосед
Взял и съел велосипед.
Представляете, ребенок
По кусочкам съел «Орленок»!
— Видно, в доме не хватало
Витаминов и металла.
— В наш колхоз «Передовик»
Как-то въехал грузовик.
Мы товары разгружали,
тут ребята прибежали
Все объели до колес.
Шофер пролил море слез.
— Но не шофер, а шофер.
— Он от слез чуть не помёр.
— Не помёр, а помер!
— Я же вам не Гомер!
— Да, не Гомер, а Гомер!
— У меня от вас тремер
— Не тремер, а тремер!
— Приведите премер.
— Но не премер, а пример.
— Я ж сказал, я — не Гомер.
— Не Гомер, а Гомер…
— Тьфу ты! Что б ты помер!
— А у нас случилось так —
Наши дети съели танк.
Танк — он тоже ведь в металле.
Налетели, обглодали…
Очень быстро, очень чисто
Обглодали до танкиста.
Тут подходит остановка.
Контроллер крутнулся ловко,
Посмотрел на всех вокруг,
Да и вывалился вдруг:
— Обойдусь я без ихнего
Рублика,
Это очень опасная публика.
СТИШКИ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО РАЗУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ (3-5 ЛЕТ)
-Гуси, гуси. -Га-га-га. -Есть хотите? -Да-да-да. -Так летите же домой. -Серый волк под горой. Зубы точит, воду пьет, Нам проходу не дает. -Ну, летите, как хотите. Только крылья берегите. =
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать. А за ней ребятки, Желтые цыплятки. — Ко-ко-ко, ко-ко-ко Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите. Съели толстого жука, Земляного червяка. Выпили водицы Полное корытце. =
К нам домой пришла лягушка,
Разбросала все игрушки, Оглядела кавардак И сказала тихо: «Квак...» =
Ели на опушке -
До небес макушки - Слушают, молчат, Смотрят на внучат. А внучата-ёлочки, Тонкие иголочки У лесных ворот Водят хоровод! =
Под крыльцом
построен дом - Лубяная крыша. Кто живёт в домишке том? Ну, конечно, мыши! Из зерна они пекут Вкусные лепёшки И мышонка берегут От соседки кошки. =
ВЫСОКИЙ -НИЗКИЙ
ВЫСОКИЙ дом многоэтажный, Как великан — большой и важный. Приземистый и НИЗКИЙ домик В сравненьи с великаном — гномик. =
Раз — подскок!
Два — подскок! Высоко потолок! Я скачу, я лечу, Стать высоким хочу! =
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки. На окно поставим. Остывать заставим. А остынут — поедим, И воробышкам дадим. =
Раз-два, три-четаре
Мы считаем дырки в сыре. Если в сыре много дыр, Значит вкусным будет сыр, Если в нем одна дыра- Значит вкусным был вчера!! =
Стишки для запоминания название пальчиков.
Палец Толстый и Большой В сад за сливами пошел. Указательный с порога Указал ему дорогу. Палец Средний — самый меткий, Он снимает сливы с ветки. Безымянный поедает, А Мизинчик-господинчик В землю косточки сажает. =
У мышонка целый пир,
Ест мышонок вкусный сыр. Маму просит:«Пи-пи-пи! Сыра мне еще купи!» =
Киска бантиком играла,
Тихо лапками катала, Убегала, догоняла: «Мяу! Мяу! Я устала!» =
Раз, два, три, четыре, пять
Пошли пальчики гулять, Подружились, покружились И друг другу поклонились! =
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде. Мама дома посидит. Никуда не улетит. =
Поросенок удивился:
-Ох, как долго я не мылся! Быть грязнулей неохота... И отправился в болото. =
Филин старый, филин умный.
На окне сидит, как царь Ночью темной и безлунной Он зажег друзьям фонарь =
С Муркой мы в футбол играли,
По квартире мяч гоняли. Мурке нравится футбол Я хотел забить ей гол, Не попал совсем немножко Мячик вылетел в окошко... =
Если кончится мороз,
Снег растает белый Что же дедушка мороз Бедный станет делать? Побежит с него вода Ручейками на пол. С бороды его тогда Тоже станет капать. Добрый дедушка мороз Миленький, любиминький Спрячься дедушка мороз В нашем холодильнике! =
Висит на хвосте обезьянка
А родом она-африканка Хоть мал её рост Затьо её хвоост Длинней чем сама обезьянка. =
Вот два акробата медведя
По имени Миша и Федя Увидим сейчас Как пустятся в пляс Мохнатые Миша и Федя =
У кота была мечта:
Досчитать в уме до 100. Место выберет потише, Призадумается кот, Но опять выходят мыши И заводят хоровод. Чтобы трудную задачу Не мешал решать никто, Кот повел себя иначе... А мышей на старой даче Оказалось ровно 100! Стала курица считать Маленьких цыпляток: Черных пять и желтых пять, А всего — десяток) Говорила мышка мышке: «До чего люблю я книжки! Не могу я их прочесть, Но зато могу их съесть!» =
Ай чу-чу-чу-чу-чу-чу
Я горошек молочу. Я горошек молочу На сиреневом току. Ко мне курочка бежит Конопаточка спешит. Ой, бежит она, спешит Ничего не говорит. А из курочки перо Полетело далеко. Полетело далеко На Иваново село. У Иванова двора Загарелася вода. Всем селом пожар тушили, А огонь не погасили. Пришел дедушка Фома, Расседая борода... Он людей погнал в овин, Затушил пожар один! Как Фома тушил пожар, Он об этом не сказал. Только слышно стороной: Затушил он бородой) =
Я волшебная расческа,
Я дружу с любой прической, Все мне, братцы, по плечу, Я украсить вас хочу. =
Если волосы опрятны,
Всем вокруг вы так приятны, Все любуются на вас, Отвести не могут глаз. =
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный, Словно самый светлый лучик, Звать его “ Пожалуйста ”. Во дворе, в семье, в саду, Слово это трудится, У того, кто с ним в ладу, Все на свете сбудется.
Когда малыш становится школьником, в его жизни наступает новый, важный и ответственный период. Меняется буквально все - от режима жизни до интересов, а ведь еще вчера он возился с игрушками и не сильно изменился с наступлением первого сентября!
Начало учебы - это огромная нагрузка. Малыш оказывается в новом, незнакомом месте, его постоянно оценивают важные взрослые, а еще нужно построить отношения с двадцатью сверстниками - ну, хотя бы запомнить их имена. И это помимо учебы, которая, сама по себе, является серьезной задачей. А как меняется отношение мамы к малышу! Еще пару месяцев назад все было так просто, а теперь мама часто ругается: портфель не собран, форма грязная...Первый год обучения в школе - это кризисный период, в котором ребенку нужна помощь со стороны взрослых.
Ребенок должен быть в кровати около девяти часов вечера, даже если он привык ложиться позже. Начало уроков не передвинут только от того, чтобы ваше чадо вело совиный образ жизни. Поэтому время укладывания, если оно было сдвинуто ближе к полуночи, нуждается в корректировке.
Обязательно повторяйте перед сном все ваши привычные ритуалы засыпания, чтобы малыш знал - в его жизни есть перемены, а есть и неизменные вещи. Постепенно добавляйте в этот ритуал два новых элемента - проверку собранного портфеля и школьной формы на завтра - первоклассники склонны к тревогам по поводу своей готовности и, чтобы эти тревоги не мешали сну, лучше зафиксировать, что все приготовлено хорошо и правильно.
Старайтесь проводить с ребенком больше времени перед засыпанием, чтобы не получилось, как в анекдоте: "Папа так торопился, что в сказке, рассказываемой на ночь, заяц давился, но кушал Колобка". Сейчас ценна каждая минута, ведь малышу важно почувствовать вашу любовь, внимание и заботу.
Кроме режима засыпания, вам нужно обратить внимание, чтобы у ребенка не было серьезных перегрузок нервной системы во второй половине дня. Другими словами, вечером лучше отказаться от просмотра телевизора и компьютерных игр, поскольку они будоражат мозг вашего чада, хотя внешне кажется, что ребенок отдыхает. Присмотритесь: когда ребенок долго сидит перед телевизором, у него стекленеет взгляд, дыхание становится более поверхностным, а тело застывает в одной позе. Это не сосредоточенность или концентрация на сюжете мультфильма, это перегруженность нервной системы!
Постарайтесь избегать таких перегрузок хотя бы в течение полутора часов перед укладыванием, чтобы ребенок спал хорошо. Также, полезно после обеда делать паузу на тихий час, а вечером выходить с ребенком на прогулку. Малышу нужно много времени, чтобы перестроиться, поэтому потребность в тихом часе может сохраняться до конца первого класса. Еще очень важно включать в режим дня один-два часа на свободные игры. Ваш ребенок еще очень нуждается в игре, ведь от того, что он надел школьную форму, эта потребность никуда не денется! Разрешайте ему играть, это совершенно нормально для младшего школьного возраста!
Сейчас вашему малышу требуется рацион, содержащий много растительной клетчатки, богатый витаминами и минералами, поскольку нагрузка на его нервную систему возросла. Ежедневно он должен получать не только полезную для пищеварения кашу, но и порцию мяса, несколько разных фруктов и овощей. И это на фоне возможных нарушений аппетита, вызванных тревогой и страхами!
Многие мамы первоклассников жалуются на то, что дети плохо едят, отказываются от многих блюд, игнорируют завтрак (хотя, это как раз понятно - у младших школьников часто развивается тревожный синдром, сопровождающийся болями в животе и тошнотой). Как можно в таких условиях обеспечить сбалансированный рацион и быть уверенной в том, что ребенок полноценно питается и получает все необходимые для работы мозга витамины и минералы?
При дефиците некоторых элементов может ухудшаться концентрация внимания, память и мышление - внешне картина будет напоминать трудности с обучением или задержку психического развития, а на деле речь будет идти об анемии, забирающей у малыша силы на обучение и игры. В этом случае на помощь маме приходят витаминно-минеральные комплексы, содержащие все необходимые компоненты, которые ребенку трудно усвоить из пищи.
Ваш малыш сейчас постоянно находится в ситуации оценивания и, возможно, чувствует себя очень неуверенно, когда учитель задает вопросы и ждет ответа. Ребенок нуждается в одобрении и похвале, а тревожный родитель спешит его ругать и критиковать за промахи и неудачи. Попробуйте другой подход: из всего, что вам рассказывает ребенок, выделите положительные моменты и сделайте на них акцент.
"То есть, сегодня вы проходили новую букву, и теперь ты знаешь, как она пишется! Нарисуй ее в тетради своих достижений, и мы вечером покажем ее папе (или позвоним бабушке и расскажем об этом)". Заведите какой-нибудь предмет, который бы фиксировал школьные победы вашего ребенка. Это может быть вазочка со стеклянными камушками (одна похвала - один камушек), магнитная доска с записочками, плакат с наклейками…
Главное, чтобы ребенку хватало одного взгляда, чтобы начать гордиться собой. Если в школе что-то не получилось, обсудите с ребенком, как можно было бы сделать по-другому. Избегайте критики, негативных оценок, осуждения… Вашему малышу сейчас нужно видеть и знать, что мама им очень гордится.